
19 августа 2021 года, на платформе – Zoom, Учебно-методический центр Карагандинской области провел конференцию, посвященную профориентационной работе.
Именно вложения в человеческий капитал, поднимают конкурентоспособность страны в быстро меняющемся мире – мире, в котором для обеспечения устойчивого экономического роста странам требуется все больше специалистов высокой квалификации.
Само понятие профориентации появилось в результате слияния двух слов из разных языков: латинского profession (род занятий) и французского orientation (установка).
Профориентация базируется на психологии, социологии, экономике, философии, праве и медицине.
Профессиональное самоопределение для каждого человека является непременным условием достижения успеха в работе, удовлетворения от ее выполнения и продвижения по служебной лестнице, подготовки грамотных, профессионально мобильных специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро изменяющейся социально-экономической и профессионально-производственной среде. Подготовка выпускников школ к сознательному выбору профессии – важная социально-педагогическая задача.
Спикеры делились наработками профориентационной работы со школьниками.
Из перенимаемого опыта отмечу:
онлайн час профориентатора на сайте колледжа;
онлайн день открытых дверей;
работа с социальными партнерами;
профориетация для учащихся с особенностями развития (инклюзивного образования);
вечер открытых дверей для родителей и детей;
предметные олимпиады;
слет одаренных детей;
ярмарка вакансий, совместно с центром занятости;
использование социальных сетей;
ликвидация «западающих» зон;
осознанный выбор профессии.
Исходя из этого, деятельность по профориентации в современных образовательных учреждениях предусматривает соблюдение и реализацию следующих принципов:
-систематичности и преемственности – профориентационная работа должна вестись с первого по выпускной класс;
-дифференциации и индивидуализации, предусматривающий опору на дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, учитывающий возраст, уровень успеваемости и состояние здоровья и т.п.;
-оптимизации в сочетании массовых, групповых, индивидуальных и практических форм профориентационной работы с учащимися;
-взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, органов по труду, занятости и социальной защите;
-учета потребностей экономики, бизнеса и общества в квалифицированных рабочих кадрах.
Выбор профессии – одно из самых важных решений, которое очень часто определяет всю дальнейшую жизнь, и легкомысленное отношение к этому выбору неуместно. Дать направление, помочь в выборе, сориентировать в «моменте» — это роль профориентатора.
Масалова О.Ю.
Комментарии